Main page | One window | On the establishment of | parents | Services | Фотогалерея | New | New | New | New | New | New | New | Инфо-акция " С заботой о детях" | New | New | New | New

 

Section menu

 

 

 

 

 

statistics of visits

Яндекс.Метрика

 

 


27.11.2023 г. Президентом Республики Беларусь Лукашенко А.Г. принят Указ № 375 «Об объявлении 2024 года Годом качества», согласно которого

«В целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны постановляю:

1. Объявить в Республике Беларусь 2024 год Годом качества.

2. Совету Министров Республики Беларусь, Администрации президента Республики Беларусь:

внести предложения по учреждению Государственного знака качества, его изображению и порядку присвоения;

с участием облисполкомов, Минского горисполкома разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2024 году Года качества;

обеспечить координацию деятельности государственных органов, других организаций по выполнению республиканского плана мероприятий по проведению Года качества.

3. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования».

Вниманию налогоплательщика!

Инспекция Министерства по налогам и

сборам по Могилевской области

напоминает!

      Граждане, имеющие во владении, собственности либо в пользовании жилые помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, жилые дома, гаражи, дачи и иные

строения, транспортные средства, а также земельные участки являются плательщиками налога на недвижимость, транспортного налога, земельного налога.

С 1 января 2024 г. уплата имущественных налогов производится единым имущественным платежом по месту регистрации (прописки) физического лица.

Оплату налогов можно произвести любым способом:

- посредствам интернет-банкинга, через систему ЕРИП, В том числе

в Личном кабинете плательщика на сайте МНС:

- через инфокиоск;

- в любом отделении банка или на почте.

Алгоритм уплаты налогов через систему ЕРИП:

«Система «Расчет» (ЕРИП)»- «Налоги»- город/областъ/район ИМНС

(управление по работе с плательщиками (УРП), отдел по работе с плательщиками (ОРП)) по месту регистрации (прописки) физического лица - «Единый имущественный платеж»- учетный

номер плательщика (УНП).

Узнать свой УНП можно на сайте МНС wwwjmlog.gov.by - «Сервисы» - «Государственный реестр плательщиков» - «Поиск физических лиц» - заполнить данные в таблице - «Поиск».

Убедительно просим не откладывать уплату налогов на последние дни!

Срок уплаты единого имущественного платежа - не позднее

15 ноября 2024 г. 

                                                                                   Пресс-центр инспекции МНС

                                                                                   Республики Беларусь

                                                                                   по Могилевской области

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(к 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь)                        

История Вооруженных Сил Республики Беларусь берет свой отсчет с образования 28 ноября 1918 г. Минского военного округа. Заложенные в Советском Союзе военные традиции мужества, преданности Отечеству, нерушимого боевого братства продолжают определять облик современной белорусской армии. За более чем вековую историю она не единожды становилась на защиту свободы и независимости Родины, являясь подлинной гордостью своего народа. Величайшим примером самоотверженности и стойкости защитников Отчизны явилась героическая борьба за освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.

Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь продолжают оставаться ключевым элементом стратегического сдерживания, обеспечивающим предотвращение угрозы применения военной силы против нашей страны.

1. Особенности современной военно-политической обстановки

На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские взгляды. Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих «игроков» к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке, складывающейся в различных регионах мира (эскалация напряженности в Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).

Как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались полуфашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.

Справочно:

Ярким примером такого положения дел являются итоги состоявшегося в декабре 2022 г. в Генеральной Ассамблее ООН голосования по ежегодной резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизмом. В этот раз против данного документа выступили 50(!) стран (США, большинство стран Евросоюза и др.); за – 120, воздержались – 10.

Суверенное белорусское государство находится в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.

«Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину… этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах», – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко22 декабря 2022 г. на совещании об итогах проверки силового блока страны.

Министерство обороны Республики Беларусь отмечает следующие основные тенденции, свидетельствующие о наличии прямых вызовов военной безопасности Республики Беларусь.

  1. Усиление военной активности США и Североатлантического союза на восточноевропейском направлении. Сегодня в Европе на постоянной основе дислоцируется более 60 тыс. военнослужащих США, оснащенных современным ударным вооружением, а также около 35 тыс. в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.

На Западе идут интенсивные военные приготовления. В Польше и странах Балтии практически завершена реконструкция большинства аэродромов; активно модернизируются военно-морские базы и порты; создаются передовые плацдармы для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств армии США.

Проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, интенсивность которых ежегодно повышается с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Только в 2022 году в Европе проведено более 40 учений, в которых приняли участие свыше 100 тыс. человек.

Свидетельством приверженности Вашингтона курсу на применение военной силы в качестве главного внешнеполитического инструмента является проект военного бюджета на 2023 год в рекордном размере – 847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.

  1. Беспрецедентная поддержка США и коллективным Западом Украины. Непрекращающиеся финансовые вливания, «накачивание» украинской армии современными образцами вооружения и техники – все это объективно ведет к затягиванию военного противостояния на Украине. Такое положение дел несет риски и вызовы военной безопасности для нашего государства. В условиях усиленного присутствия украинских подразделений в приграничных с нашей страной районах сохраняется вероятность возникновения вооруженных провокаций.

Серьезные вызовы формируют действующий на Украине «черный рынок» оружия и его контрабанда в другие регионы, а также националистические воинские формирования (наподобие т.н. полков «Погоня» и «Калиновского»), готовые при поддержке стран Запада развязать кровавую бойню на белорусской земле.

  1. Наращивание антибелорусской информационной кампании. Усиливается деструктивное информационное воздействие на сознание и мировоззрение белорусского населения с целью дискредитации руководства страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.
  2. Попытки реализации силового сценария смены власти в Беларуси под общим названием «план Перамога». Западные стратеги рассчитывают развязать в Беларуси гражданскую войну руками «беглой» оппозиции. Ожидается наращивание активности деструктивных сил по раскачиванию обстановки в нашей стране в ходе электоральных кампаний 2024–2025 годов.

  В целях своевременного и адекватного реагирования на существующие и потенциальные риски и вызовы военной безопасности в Беларуси реализуется соответствующий комплекс мероприятий. Вопросы обеспечения военной безопасности находятся под постоянным личным контролем Главы государства А.Г.Лукашенко. «Если хочешь мира, готовься к войне… Мы уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается… Извлекаем уроки из войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете», – подчеркнул белорусский лидер 4 октября 2022 г. на совещании по вопросам военной безопасности.

2. Военная безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности Республики Беларусь

Вооруженные Силы составляют основу военной организации нашего государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранности ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Справочно:

Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз (действий другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь).

В начале 1990-х годов перед суверенным белорусским государством встали сложнейшие задачи создания собственных Вооруженных Сил. Их строительство фактически началось с упразднением 20 марта 1992 г. Белорусского военного округа. Однако, первоначальные попытки реформирования округа в Вооруженные Силы в основном были сведены к механическому сокращению группировки войск.

После избрания в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь военное строительство приобрело системный, концептуальный характер.

Белорусский лидер поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.

Министерство обороны Республики Беларусь 1 ноября 1994 г. было переведено на новый штат. Советом Безопасности Республики Беларусь27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.

В 2001 году, с окончанием первого этапа реформирования Вооруженных Сил, Главой государства были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001–2005 годы, план их строительства до 2006 года.

В 2007–2011 годах основные усилия были направлены на внедрение в Вооруженных Силах инновационных достижений, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Беларусь – обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Армию стали приводить в соответствие с уточненными в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.

В 2015 году Главой государства были конкретизированы основные направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача – максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на возможные вызовы и угрозы. Пристальное внимание уделялось увеличению боевого состава сил постоянной готовности, развитию мобильного компонента.

В декабре 2019 г. Президентом Республики Беларусь были утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В них уточнена система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации, сделан акцент на предотвращении развязывания агрессии, стратегическом сдерживании.

Итоги строительства белорусской армии:

оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил с учетом уточнения задач по предназначению;

избирательное перевооружение на новые комплексы и системы вооружения и военной техники;

сохранение кадрового потенциала Вооруженных Сил, повышение уровня укомплектованности должностей офицерским составом, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту;

избавление от невостребованных материальных средств, мест их хранения, других объектов путем утилизации и реализации вооружения, техники и боеприпасов, передачи высвобождаемых городков местным органам власти.

В настоящее время нормативную правовую основу обеспечения военной безопасности в Республике Беларусь составляют:

Конституция Республики Беларусь;

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Главой государства 9 ноября 2010 г. (в настоящее время готовится новая редакция с учетом развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, трансформации существующих и появления новых источников военных угроз, необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения военной безопасности);

Военная доктрина Республики Беларусь и Военная доктрина Союзного государства;

законы Республики Беларусь в области обороны («Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и др.);

Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2030 года;

План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2021–2025 годы;

международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности.

Главная роль в обеспечении безопасности нашей страны отведена Главе государства. Он обладает широкими полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности (ему предоставлено право формировать и возглавлять Совет Безопасности Республики Беларусь, являться Главнокомандующим Вооруженными Силами).

Президент Республики Беларусь как единолично, так и совместно с другими государственными органами может (в некоторых случаях обязан) принимать оперативные решения как в мирное время, так и в условиях, вызванных экстраординарными обстоятельствами, угрожающими безопасности страны. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.

В 2021 году – начале 2023 гг. были предприняты следующие меры по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь:

постоянный мониторинг международной военно-политической и стратегической обстановки вокруг нашей страны, прогнозирование ее развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;

своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям нашего государства планирование противодействия;

совершенствование законодательства Республики Беларусь по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя;

уточнение основных направлений и приоритетов военного строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую перспективу;

поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;

укрепление в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитание сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите;

противодействие разведывательной деятельности других государств, а также негосударственных субъектов, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;

укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ, развертывание российской части региональной группировки войск (сил) на территории Республики Беларусь;

проведение мероприятий по усилению охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь, в том числе с Украиной.

3. Вооруженные Силы Республики Беларуси на современном этапе

Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. В то же время белорусское государство будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта.

В настоящее время в Беларуси существует смешанный тип комплектования армии, при котором сохраняются как срочная военная служба, так и служба по контракту. И такая система полностью себя оправдала. Вопрос о нецелесообразности призыва и необходимости перехода к полностью профессиональной армии с повестки дня снят. Во-первых, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, причем не за денежное вознаграждение, а потому, что это – его земля и Отечество. Во-вторых, армия выступает важным социальным институтом, объединяющим разные социальные группы и слои вокруг единых общенациональных ценностей и идеалов. И, в-третьих, на сегодняшний день порядка 40% от общего числа солдат и сержантов уже служат на контрактной основе, укрепляя общий потенциал белорусской армии.

Справочно:

Характерно, что в Польше в 2022 году был принят закон «О защите Отечества», восстанавливающий срочную военную службу и регламентирующий обязательную военную службу для женщин. В Литве военный призыв возобновили в 2015 году, сославшись на «сложную геополитическую обстановку». В Грузии к обязательному призыву вернулись в 2017 году.

Общая численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет около 70 тыс. человек. Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Центральные органы военного управления: Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Сухопутные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь – самый многочисленный и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных сил. Обладают большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью; предназначены для решения задач по отражению ударов противника и его разгрому в случае развязывания им агрессии.

Основу Сухопутных войск составляют оперативные объединения (Западное и Северо-западное оперативные командования), способные в условиях мирного времени выполнить задачи по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание всех Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Имеют в своем составе механизированные соединения, ракетные войска и артиллерию, войсковую ПВО, специальные войска, части и учреждения тылового и технического обеспечения.

Справочно:

На вооружении Сухопутных войск состоят танки Т-72 различных модификаций, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, БТР-82А, высокоточные ракетные комплексы «Точка-У», реактивные системы залпового огня: «Полонез», «Смерч», «Ураган», «Град», самоходные артиллерийские установки: 2С1 «Гвоздика», 2С3М «Акация», 2С5 «Гиацинт», 2С19 «Мста», буксируемые артиллерийские орудия, противотанковые ракетные комплексы и минометы, зенитные установки ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы«Оса-АКМ», «Игла», зенитные ракетные комплексы «Стрела-10», зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска» и другие.

Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны – этот вид Вооруженных сил предназначен для ведения борьбы со средствами воздушного нападения в воздухе и на земле, прикрытия административных, промышленных, экономических центров, районов, объектов, группировок войск от ударов противника; поражения с воздуха объектов системы государственного и военного управления, военно-экономического потенциала, транспортных коммуникаций и войск противника; авиационной поддержки Сухопутных войск и решения других задач.

В состав ВВС и войск ПВО входят: авиация, зенитные ракетные войска (далее – ЗРВ); радиотехнические войска; специальные войска и службы.

Справочно:

На вооружении ВВС состоят: истребители МиГ-29, многоцелевые самолеты Су-30СМ, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты Як-130, Л-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76.

На вооружении соединений и воинских частей ЗРВ состоят зенитные ракетные комплексы и зенитные ракетные системы различной классификации: средней дальности С-300ПС и С300ПТ; малой дальности «Бук», «Тор-М2» и «Оса-АКМ».

Радиотехнические войска имеют на вооружении радиолокационные станции отечественного производства «Противник», «Сопка», «Восток», «Роса», необходимые, в том числе, для обнаружения низколетящих целей.

Силы специальных операций Вооруженных Сил предназначены для выполнения различных задач в целях недопущения эскалации (обострения) или прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь со стороны любого агрессора и выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания.

Подготовка военных кадров осуществляется военными учебными заведениями.

Справочно:

Обучение офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания «лейтенант») производится Военной академией Республики Беларусь, военными факультетами БГУ, БГУИР, БГАА, ГрГУ, военно-техническим факультетом БНТУ, военно-транспортным факультетом БГУТ, военно-медицинским институтом БГМУ, а также в 14-ти военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.

Для обучения граждан мужского пола по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса предназначены 6 военных кафедр в составе учреждений высшего образования Беларуси.

Важнейшим объединяющим фактором между государством и обществом, позволяющим сплотить и мобилизовать граждан к обороне и борьбе с противником, привлечь местные ресурсы для общего дела является территориальная оборона. В военное время создаются территориальные войска.

Справочно:

В качестве приоритетного направления рассматривается также создание и развитие народного ополчения, как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.

Государство постоянно держит в поле зрения вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 6 декабря 2022 г. был предметно рассмотрен вопрос обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Серьезное внимание в Вооруженных Силах отводится вопросам воспитания личного состава. Система идеологической работы Вооруженных Сил, включает работу с военнослужащими и гражданским персоналом, населением страны и международной общественностью.

Основу работы с населением составляет патриотическое воспитание граждан, в том числе в рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.

С сентября 2021 г. в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, главная задача которого заключается в организации и координации работы учреждения по соответствующему направлению.

Одной из форм работы с учащейся молодежью стала деятельность военно-патриотических клубов на базе воинских частей.

Справочно:

18 военно-патриотических клубов с общим количеством воспитанников более 1500 человек действуют на территории воинских частей внутренних войск МВД. Также создано 9 клубов при воинских частях (263 учащихся), подчиненных Министерству обороны.

Кроме того, в учреждениях общего образования функционирует755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом3579 обучающихся.

На протяжении 20 лет Минобразования во взаимодействии с Минобороны организуется республиканские лагеря и слеты военно-патриотической направленности. С 2022 года возобновлено проведение военно-спортивной игры «Орленок» на базе 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады.

4. Оборонно-промышленный комплекс Республики Беларусь

«Оборонно-промышленный комплекс является одним из важнейших высокотехнологичных секторов белорусской экономики. Естественно, мы должны опираться на отечественного производителя вооружений», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшемся 10 мая 2022 г. совещании по государственному оборонному заказу на 2022 год.

Оборонный сектор экономики представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, способный разрабатывать и производить современные типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию.

Справочно:

В систему Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь входят 46% организаций, имеющих научный статус.

Ежегодно проводится не менее 10 опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада работу оборонного сектора экономики нашей страны можно охарактеризовать как плановую и стабильную, ориентированную как на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа, так и на выполнение обязательств по реализации внешнеторговых контрактов.

За последние три года предприятиями оборонного сектора экономики в Вооруженные Силы было поставлено более 3 тыс. единиц новых образцов ВВСТ и вспомогательного оборудования.

Отремонтировано и модернизировано более 70 образцов ВВСТ и более 500 единиц дополнительного оборудования (рулевые винты, двигатели для бронетехники, блоки РЛС и ЗРК и др.).

Широко известными отечественными брендами являются автоматизированные средства управления войсками и оружием холдинга «АГАТ», оптика «Пеленга» и БелОМО, тягачи производства МЗКТ. Признание на мировом рынке получили созданные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами. 

5. Международное военное сотрудничество Республики Беларусь

Приоритетные направления международного военного сотрудничества:

обеспечение поддержания стратегического уровня международного военного сотрудничества с Российской Федерацией;

повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности, подготовка и участие в учениях ОДКБ, реализация положений Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года;

реализация целей многостороннего военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, подготовка решений, выносимых на рассмотрение заседаний Совета министров, Координационных комитетов и Координационных совещаний государств – участников СНГ;

поддержание максимально возможного уровня военного сотрудничества с Китайской Народной Республикой;

расширение сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки;

расширение участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках ОДКБ;

стабилизация отношений со странами коллективного Запада с учетом национальных интересов.

Кроме того, в рамках предстоящего вступления Республики Беларусь в Шанхайскую организацию сотрудничества особое внимание уделяется участию в мероприятиях ШОС.

На фоне складывающейся в последний год военно-политической обстановки у границ России и Беларуси нашими странами приняты дополнительные эффективные меры по обеспечению безопасности Союзного государства.

На территории Беларуси поэтапно развертывается региональная группировка войск двух стран.

Справочно:

В числе последних масштабных мероприятий выделяются совместное оперативное учение «Союзная решимость – 2022»   (01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.

Динамично развивается военно-техническое сотрудничество оборонных ведомств двух стран.

Справочно:

Например, заслуживает внимания ряд договоренностей сторон о передаче Вооруженным Силам Республики Беларусь наиболее перспективных образцов вооружения, в том числе полкового комплекта зенитно-ракетного комплекса С-400 и ракетного дивизиона оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Проведена работа по обучению белорусских специалистов эксплуатации данных комплексов (систем) вооружения.

Ведется работа по созданию трех учебно-боевых центров совместной подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.

Республика Беларусь рассматривает ОДКБ в качестве гаранта международной и региональной безопасности, стабильности, а также защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.

Стоит подчеркнуть, что в 2023 году функции председателя в ОДКБ выполняет Беларусь. Основополагающими целями в ходе белорусского председательства являются: на внутреннем контуре – повышение сплоченности государств-членов ОДКБ и урегулирование противоречий между ними в целях укрепления Организации, обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности; на внешнем контуре – усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений, а также комплексное соответствие деятельности ОДКБ контексту региональной и глобальной безопасности.

Справочно:

Основным мероприятием, которое позволило оценить уровень взаимодействия при принятии решения о задействовании сил и средств коллективной безопасности, стала миротворческая операция Коллективных миротворческих сил ОДКБ на территории Казахстана в январе 2022 г.

В течение прошлого года проведен ряд мероприятий с участием белорусских военнослужащих: командно-штабное учение «Взаимодействие – 2022» с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ; специальное учение «Поиск – 2022» с силами и средствами разведки; учение «Эшелон – 2022» с подразделениями материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ.

Одним из направлений международного военного сотрудничества является участие армейских команд Вооруженных Сил Республики Беларусь в ежегодных Армейских международных играх (АрМИ). Часть конкурсов в рамках данных игр проводятся на территории Республики Беларусь. Наши команды традиционно находятся среди лидеров армейской олимпиады, традиционно занимая призовые места в общем зачете.

Справочно:

VIII «Армейские международные игры – 2022» прошли на трех континентах в 12 государствах. Белорусские военнослужащие приняли участие в 27 конкурсах из 34 заявленных. В копилке наших команд 25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.

6. Вклад Республики Беларусь в укрепление архитектуры безопасности и стабильности в мире

Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров. Во главу угла белорусская сторона ставит принцип неделимости безопасности, в соответствии с которым нельзя строить чью-то безопасность за счет других.

Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без каких-либо предварительных условий и оговорок (27 ноября 1996 г. в Россию был отправлен последний эшелон с межконтинентальными баллистическими ракета РС-12М «Тополь»).

По этому поводу Президент А.Г.Лукашенко, выступая 13 октября 2022 г. в г.Астане на шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии отметил: «И что мы получили взамен? Заверения вместо реальных международно-правовых гарантий, пустые, ничем не подкрепленные декларации вроде Будапештского меморандума (прим. – подписан 5 декабря 1994 г. в г.Будапеште на саммите ОБСЕ руководителями США, Великобритании и России), бесконечные попытки дестабилизировать ситуацию в спокойной трудолюбивой Беларуси».

Будучи с 1992 года полноправной участницей Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Беларусь вывела со своей территории 584 ракеты средней и меньшей дальности с последующей их ликвидацией на полигонах бывшего СССР.

По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами-участницами ДОВСЕ.

Наша страна осуществляла активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Только в течение трех последних лет Глава белорусского государства выдвинул ряд масштабных инициатив, направленных на укрепление безопасности, снижение конфронтации и восстановление доверия между странами.

В частности, было предложено сформировать «пояс цифрового добрососедства» путем заключения международных соглашений об обеспечении информационной безопасности.

В целях заполнения правого вакуума, образовавшегося после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Глава белорусского государства выступил с инициативой о принятии многосторонней политической декларации стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе.

Беларусь исходит из того, что урегулирование современной ситуации в мире требует еще более широкого, чем Хельсинкский, – глобального международного переговорного процесса «в духе Сан-Франциско» (Сан-Францисская конференция 1945 года разработала Устав ООН), с идеей которого Президент нашей страны выступил в 2022 году.

Новое звучание приобретает еще одна широко известная белорусская инициатива об «интеграции интеграций». Развитие взаимодействия по линии ЕАЭС – ШОС – китайский проект «Пояс и путь», конвертация взаимного интереса к сотрудничеству ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и других регионов будут способствовать и снижению конфликтного потенциала в мире.

Однако, к сожалению, в большинстве своем эти и другие белорусские мирные инициативы услышаны не были.

С ноября 2021 г. практическое сотрудничество Республики Беларусь с НАТО в военной сфере не осуществляется ввиду его приостановки по инициативе альянса.

Отдельные государства продолжают считать существующие механизмы контроля над вооружениями лишь способом для политизации проблем, игнорируя конструктивные посылы со стороны Беларуси и России. Отличительной чертой современной международной политики стал дефицит доверия.

Празднуя 105-летие Вооруженных Сил Республики Беларусь, мы преклоняем головы перед немеркнущими подвигами наших предков, в жестоких сражениях, отстоявших Отечество ценою собственных жизней, гордимся их самоотверженностью и несокрушимой силой духа.

Беларусь никогда не была и не будет источником зла и насилия. Неоспоримой ценностью для белорусов всегда выступал и выступает мир. Об этом свидетельствует вся наша многовековая история – ни одна из множества войн, проходивших на нашей территории, не затевалась по инициативе белорусского народа. Не случайным стало и объявление в Беларуси2023 года Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.

Но вместе с тем, мы никому не позволим покушаться на стабильность и достаток в общем белорусском доме. В нашей стране сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Белорусская армия способна сберечь Республику Беларусь и стать надежной опорой для союзников.

Президент А.Г.Лукашенко в Новогоднем обращении к белорусскому народу особо отметил: «Всё в нашей жизни будет зависеть от каждого из нас. И от всех нас вместе. Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон».

11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

По решению Организации Объединенных Наций 11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Он установлен в память об интернациональном восстании в Бухенвальде.

Именно в этот день в 1945 году во Второй мировой войне узники Бухенвальда во главе с интернациональным политическим центром подняли вооруженное восстание, в результате которого захватили лагерь и удерживали его до прихода союзных войск.

В 1958 году здесь был открыт комплекс сооружений, посвященный героям и жертвам Бухенвальда. В апреле 1945 года были освобождены также узники Заксенхаузена, Дахау и Равенсбрюка. Освенцим, Майданек, Треблинка, Бухенвальд и много других мест на карте Европы были превращены в годы Второй мировой войны в жернова смерти, орудия массового физического уничтожения людей, лаборатории для проведения медицинских и других экспериментов.

Не меньшей жестокостью отличались концентрационные лагеря, созданные фашистами на территории Беларуси, которых насчитывалось более 260. Наиболее крупные из них находились в Минске - в районе Немиги и Тростенце, а также в Озаричах, Гомеле, Полоцке и Бобруйске. В них были уничтожены свыше 1,4 млн человек.

Созданная в 1944 году комиссия содействия Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их соучастников собрала доказательства, целиком разоблачающие кровавые преступления гитлеровцев.

За свои злодеяния гитлеровцы ответили на международном судебном процессе в Нюрнберге, который проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года. Открытые суды по наиболее жестоким военным преступлениям были проведены в городах советских республик на территории Советского Союза, в том числе в Минске, Бобруйске, Витебске и Гомеле.

Ежегодно по всей Беларуси 11 апреля проходят митинги, посвященные Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. На местах лагерей смерти по всей стране в память о погибших в них установлены памятники. Каждый лагерь смерти увековечен в мемориальном комплексе "Хатынь".

Лагерь смерти "Тростенец"

Крупнейшим на территории Беларуси местом массового уничтожения людей в годы немецко-фашистской оккупации являлся лагерь смерти Тростенец. Он находится в одном ряду с Освенцимом, Майданеком и Треблинкой.

Название "Тростенец" объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище Благовщина - место массовых расстрелов; лагерь - рядом с деревней Малый Тростенец в 10 км от Минска по Могилевскому шоссе; урочище Шашковка - место массового сожжения людей. Согласно официальным данным, всего в лагере смерти Тростенец погибли 206,5 тыс. человек.

Озаричские лагеря смерти

В 1944 году командование вермахта широко применяло практику использования гражданского населения в качестве прикрытия на пути наступления советских войск. В начале марта 1944 года на оккупированной территории, в непосредственной близости от линии фронта, неподалеку от деревень Озаричи, Дерть и Подосинник оккупанты создали три лагеря смерти, куда под видом эвакуации были доставлены более 50 тыс. человек из Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России. Эти три лагеря получили название "Озаричские лагеря смерти".

Минское гетто

Через три недели после захвата Минска, 19 июля 1941 года, немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, приняли решение о создании гетто. Минское гетто было одним из самых крупных в Европе, за 800 дней его существования здесь погибли около 100 тысяч человек из разных стран Европы. Для гетто выделили отдельный район - порядка 40 улиц и переулков на юго-западе Минска, куда под страхом смерти в течение пяти дней должны были переселиться все евреи. Принудительная работа евреев на некоторых предприятиях и на расчистке разрушенных улиц была второстепенной задачей, главная цель - "окончательное решение еврейского вопроса", то есть массовое уничтожение людей.

В конце февраля - начале марта 1944 года гитлеровцы согнали сюда более 50 тысяч нетрудоспособных граждан Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России. Подходы минировались, вокруг стояли пулеметные вышки. Люди размещались на земле. Какие-либо постройки отсутствовали, элементарных приспособлений для жилья не было. . В лагерях людей ничем не кормили, не давали питьевой воды. Узники не получали никакой медицинской помощи. Каждый день, а тем более ночь уносили сотни человеческих жизней. С изуверской жестокостью уничтожали детей, в числе узников их было больше половины. Они гибли первыми. Умершие оставались незахороненными. 18-19 марта 1944 года войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из Озаричских лагерей 33480 человек, из них 1596

В  марте 1945 года на территории Бухенвальда (самого крупного концентрационного лагеря) вспыхивает вооружённое восстание, организованное интернациональными силами самих заключённых.

Когда в концлагерь Бухенвальд вошли американские войска, восставшие уже осуществляли контроль над лагерем смерти. В значительной степени благодаря этому, нацисты (охрана СС) не успели замести следы своих страшных преступлений и показания узников дошли до международного Нюрнбергского трибунала11 апреля — день вхождения американских войск на территорию Бухенвальда — и был принят ООН как дата, когда планета отмечает «Международный день освобождения узников фашистских концлагерей».

ГЕНОЦИД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    Международный день освобождения узников фашистских концлагерей отмечает мир 11 апреля. С этим совершенно бесчеловечным явлением наша земля знакома не понаслышке. О том, какие уроки нам преподносит история и какие выводы стоит вынести из них, — размышления известного белорусского историка, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, члена-корреспондента Национальной академии наук, доктора исторических наук, профессора Игоря ­­­­МАРЗАЛЮКА.

     Неотъемлемость смерти     Концлагеря были неотъемлемым элементом нацистской системы тотального уничтожения тех, кого нацисты считали расово чуждыми и недостойными жизни. Краеугольных камней доктрины национал-социализма являлась расовая теория: на вершине пирамиды — фюрер, ниже — избранные нордические арийцы (в первую очередь СС), далее иерархия европейских рас: немцы, англосаксы, иные индоевропейцы. Внизу этой пирамиды — «расовые отбросы»: славяне и прочие. Вначале уничтожению подлежали те, кто считался расово неполноценным. Для этого и были созданы концлагеря — сперва для «окончательного решения» «еврейского вопроса». Для тотального уничтожения всех евреев. Когда нацисты захватили Польшу и начали тотальную войну против Советского Союза, именно в восточных землях они увидели территории для обустройства мест уничтожения еврейского населения всей Европы — в лагерях смерти, в числе которых был и «Тростенец». В этом лагере уничтожали как людей из Минского гетто, так и евреев из Западной Европы. В целом же в лагеря смерти попадали евреи, цыгане и представители всех направлений антинацистского сопротивления. Были и лагеря, создаваемые для специфических целей — очистки территорий от нежелательных элементов, для медицинских целей. Но, как правило, все они были полифункциональны.

— В злодеяниях нацистов самое активное участие принимали местные коллаборационисты всех мастей.

 СПРАВКА «СБ»

Латышские боевые подразделения  действовали вкупе с бригадой «РОНА» в бригаде фюрера СС Бронислава Каминского, которая позже станет 29-й дивизией СС. Причем латыши преследовали такие утилитарные цели, как этнические чистки белорусского населения на всей этой территории.  Активное участие в работе лагерей и сопровождении и их узников принимали местные полицейские подразделения. В 1942-м на территории Беларуси «ярко» отметился 201-й украинский батальон шуцманшафта, которым командовал гауптман Роман Шухевич, позже возглавивший УПА.      29-я добровольческая пехотная дивизия СС «­­РОНА» была сформирована на основе штурмовой бригады «­­РОНА», появившейся в июле 1944 года после переименования «народной бригады Каминского», созданной, в свою очередь, в марте того же года из «Русской освободи-тельной народной армии» Локотского самоуправления. Части дивизии успешно учас- твовали в подавлении Варшавского и Словацкого восстаний, а также в борьбе с партизанами.

В соответствии с генеральным планом «Ост» для белорусского народа не было ни малейших перспектив. 75 процентов белорусов должны были быть выселены, оставшиеся — ассимилированы. В августе 1941 года Гиммлер говорил, что нападение на СССР приведет к уничтожению 30 миллионов славян. Масштаб же генерального плана «Ост» был еще более широким: в результате его полномасштабной реализации немцы планировали уничтожить около 50 миллионов человек.

Слепой террор

— Гитлеровцев мало волновало, если в ходе так называемых антипартизанских акций гибли невиновные женщины и дети. Для чего немцы создавали полицейские батальоны из местных кадров? По мнению историка Иегошуа Бюхлера, Гиммлер видел главную идею создания охранной полиции в качестве эффективного способа уничтожения евреев, а также для сопровождения жертв в концлагеря.

     С середины 1942-го немцы решили соединить «окончательное решение» «еврейско- го вопроса» с борьбой против партизанского движения. С самого начала операции «Барбаросса» евреи и большевики ставились на одну доску. С другой стороны, Геринг требовал, чтобы в «зараженных партизанами» районах конфисковывалось буквально все, здоровые мужчины и женщины вывозились на принудительные работы, а детей отправляли в специальные лагеря.
   С 1942-го гитлеровцы ввели политику создания пустынных районов в Беларуси. То есть полного и сознательного разрушения и депопуляции целых регионов. Особенно мощно такая политика активизировалась в первой половине 1943 года, когда лесистые районы Беларуси было решено целиком эвакуировать и превратить в зону, закрытую для гражданского населения.        13-й Белорусский полицейский батальон при СД был задействован в том числе в охране лагеря в деревне Колдычево под Барановичами.

     В концлагере Колдычево, действовавшем до июня 1944 года, только по официальным данным расстреляли, повесили, замучили и отравили газом свыше 22 тысяч человек. Жертвами Колдычевского концлагеря стали практически все евреи и цыгане региона, а также большое количество поляков, военнопленных, около 100 католических священников…
      Есть основания полагать, что 3-я рота этого 13-го батальона СД до июня 1944 года, скорее всего, несла охранную службу в лагере смерти Тростенец. И в октябре 1943-го конвоировала остатки Минского гетто в этот лагерь на уничтожение. А 7-я рота занималась охраной лагеря Колдычево. Белорусский персонал подчинялся немецкому коменданту и исполнял все охранные функции.

     СПРАВКА «СБ»

     С середины 1942-го при активном науськивании со стороны коллаборантов-националистов, пригревшихся под крылом Кубе, в Колдычево и его окрестностях началось планомерное уничтожение польского населения — в первую очередь священнослужителей и интеллигенции. 14 ноября 1942 года в урочище Ляховка были отравлены газом в «душегубках» ксендзы Казимеж Дембровски из Дарева, Казимеж Каврецки из Полонечки, Антони Мацкевич из Мира, Станислав Новак из Домачево, Антони Леуш из Столбцов, Вацлав Неймак из Нового Свержня, Болеслав Брычковски, а также группа интеллигенции Столбцовского района.

И даже накануне эвакуации этого лагеря — а она началась в июне 1944-го — часть этих белорусских бойцов 7-й роты 13-го батальона СД стали соучастниками расстрела около 800 безоружных заключенных. Это я к утверждениям некоторых современных «историков» о том, что люди с бчб-символикой в годы войны безоружное население не трогали, а сражались исключительно с партизанами.

СПРАВКА «СБ»

Лагерь в Скобровке открылся 27 мая 1944 года, первоначально в него были привезены дети в возрасте от 6 до 14 лет из Полесской области и Бобруйска. Воспитатели в лагере были русские и белорусы, они ходили в форме и приветствовали друг друга поднятием руки с возгласом: «Жыве Беларусь!» 

Показания бывших узников… «В нашем доме немцы поселили 20 детей в возрасте от 5 до 13 лет, они были худые и грязные. Воспитатели — групповые руководители — с детьми обходились грубо, били, не давали есть».
У нас свой опыт! Мы не стали способствовать победе нацистской Германии. Мы выбрали путь сопротивления. Лишь ничтожная кучка выбрала иное — путь служения сатане. И они стали иудами — в полном смысле этого слова.

Мы не должны забывать, что те, кто служил нацистам, служил тем, кто удабривал поля костяной мукой из человеческих тел. Кто делал сувенирные засушенные головы, а из татуированной кожи заключенных — абажуры. Белорусские коллаборационисты  --  убийцы и предатели для нас. И я хочу верить, что вне зависимости от того, как бу-дет развиваться моя страна, этот подход и эти оценки в отношении той войны будут неизменными. Палач будет зваться палачом, предатель — предателем. А тот, кто мучил людей в концлагерях, никогда не будет считаться героем.

 

Мемориальный комплекс «Хатынь» – трагическое напоминание об ужасах войны.

    Утром 22 марта 1943 г. в 6 км от д. Хатынь в Минской области партизанами была обстреляна автоколонна фашистов. В тот день партизаны выполняли обычную боевую задачу: нарушить связь между гарнизонами, в которых находились немецкие подразделения. 22 марта 1943 г. каратели появились в д. Хатынь. Когда они подошли к деревне, началась перестрелка. Но боя не было. Партизаны сразу начали уходить из деревни, потеряв несколько человек. Каратели не стали преследовать их, а занялись деревней. Жителей согнали в сарай и подожгли, выбегавших расстреливали. Всего было уничтожено 149 жителей. И что самое страшное – среди них было 75 детей. Спастись смогли 6 детей и 1 взрослый. Деревня (26 дворов) была полностью сожжена.

     После войны д. Хатынь не была восстановлена. В послевоенные годы часть карателей была приговорена к наказаниям различной степени. На месте сожженной деревни 5 июля 1969 г. был открыт Государственный мемориальный комплекс «Хатынь». Церемония открытия началась в г. Минске на площади Победы, откуда факел, зажженный от Вечного огня, был доставлен в мемориальный комплекс «Хатынь». На многотысячном митинге, посвященном открытию мемориального комплекса, выступили свидетели хатынской трагедии – Иосиф Иосифович Каминский и Александр Петрович Желобкович. Решение об увековечивании сожженных деревень было принято ЦК КПБ в январе 1966 г. В 1967 году коллектив архитекторов приступил к созданию мемориального комплекса.      

     Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» включен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В память о миллионах белорусов, жизнь которых унесла Великая Отечественная война, на территории мемориального комплекса возведен новый музей «Кожны трэцi». На территории комплекса восстановили деревенскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Она практически точная копия того храма, что стоял здесь в 1794 году и сгорел в конце лета 1943 года. Воссоздать облик святыни помогли сохранившиеся инвентарные описания.

Сожженные деревни Беларуси

   Из всех уничтоженных нацистами в Белоруссии вместе с жителями деревень самой большой была деревня Борки Кировского района Могилёвской области. За один день, 15 июня 1942 года, каратели Дирлевангера убили здесь и сожгли заживо 1843 человека.

Геноцид евреев в Чериковском районе в годы Великой Отечественной войны

  Чериковский район был полностью оккупирован немецкими войсками в июле 1941 года. Уже летом 1943 года почти весь район контролировался партизанами — за исключением самого Черикова, деревень Веприн, Пильня, Чудяны и станции Веремейки. Полностью немецкая оккупация района закончилась в октябре 1943 года. Нацисты включили Чериковский район в состав территории, административно отнесённой к зоне армейского тыла группы армий «Центр».   Комендатуры — полевые (фельдкомендатуры) и местные (ортскомендатуры) — обладали всей полнотой власти в районе.      Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск ССайнзатцгруппызондеркомандытайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо[4].      Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов.    Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в условиях гетто вплоть до полного уничтожения, используя на тяжелых и грязных принудительных работах, от чего многие узники умерли от непосильных нагрузок в условиях постоянного голода и отсутствия медицинской помощи.

    По переписи 1939 года в Черикове из 6411 жителей евреев было 949 человек (14,8 %)[1][2]. Чериков находился под немецкой оккупацией 2 года и 2,5 месяца — с 17 (15[3]) июля 1941 года до 1 октября 1943 года[4][5]. Бургомистром города был назначен Шаркевич[6].

    Вскоре после оккупации немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, организовали в Черикове геттоГетто в Че́рикове (лето 1941 — октябрь 1941) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев города Чериков Могилёвской области в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.

      Из административного распоряжения № 1 командующего тылом группы армий «Центр» генерала фон Шенкендорфа от 7 июля 1941 года:

«III. Отличительные знаки для евреев и евреек

1. Все евреи и еврейки, находящиеся на занятой русской территории и достигшие 10-летнего возраста, немедленно обязаны носить на правом рукаве верхней одежды и платья белую полосу шириной в 10 см с нарисованной на ней сионистской звездой или же жёлтую повязку шириной в 10 см.
2. Такими повязками обеспечивают себя сами евреи и еврейки.
3. Евреев категорически запрещается приветствовать. Нарушители будут строжайше наказываться местным комендантом по месту жительства

     Оккупационные власти под страхом смерти запретили евреям снимать желтые латы или шестиконечные звезды (опознавательные знаки на верхней одежде), выходить из гетто без специального разрешения, менять место проживания и квартиру внутри гетто, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на тер-ритории парков и общественных мест, посещать школы[7].

     За время оккупации практически все евреи Чериковского района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали впоследствии в партизанских отрядах.

В Чериковском гетто к осени 1941 года были замучены и убиты около 500 евреев[8].     Так, в октябре (ноябре[9]) 1941 года под надуманным предлогом от 500 до 600 (238[10], 253[2][9], 300[8]) евреев города собрали и под конвоем из немцев и полицаев погнали к «Народному дому». Все шли с вещами, в колонне было много детей. Затем им сказали, что их отведут на вокзал в Кричев для переселения в другое место, но по дороге колону повернули в другую сторону — в сторону Заречья к месту, которое называлось Красный берег. Возле мельницы в урочище Мостовое у траншеи, образовавшейся при добыче торфа, колонну обреченных людей остановили и расстреляли из автоматов.

Из материалов Чрезвычайной комиссии (ЧГК)[8]:

«…в 1941 г. немецко-фашистские захватчики, собрав еврейское население гор. Черикова, вывели их за мельницу, а детей и не имеющих возможности передвигаться загнали в машины и повезли в том же направлении и там, на торфяных разработках всех расстреляли. Причем, до расстрела немецко-фашистские людоеды зверски издевались над еврейским населением, заставляли их выполнять каторжные работы, запрягали их в телеги, избивали палками, дабы создать для себя удовольствие. Кто же не мог явиться к Нардому, того расстреливали и сжигали на месте… Одна девочка лет 15-ти отстала. Она догоняла колонну, когда каратели всех уже расстреляли и возвращались назад. Она закричала, что отстала, что там мамка и папка. Девочку застрелили прямо на улице.»     Во время «акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) многих евреев кидали в ров ранеными и закапывали ещё живыми.     

      Место убийства чериковских евреев осенью 1941 года находится в километре от города на бывших торфяных разработках в направлении Кричева слева от дороги.

       Памятник жертвам Катастрофы был установлен в конце 1950-х — начале 1960-х годов (в 1969 году[9]). Деньги на памятник собирали сами евреи. Ответственным за сбор денег и установку памятника был еврей Смоляк, который после войны исполнял в Черикове обязанности раввина. В 1980-х годах памятник был поврежден вандалами, и на его месте установили новый — по ошибке с крестом[8][12].   На чериковском еврей-ском кладбище, ограниченном улицами Ленинской, Мира и переулком Мира, расстре-лов не было, но там также был установлен символический памятный знак жертвам геноцида евреев в виде трех стел с фамилиями расстрелянных[2][8][13].

Иcточники

Книги и статьи

            «Памяць. Чэрыкаўскi раён», 1994, с. 489, 655.

  •                      В. М. Ермакоў, Р. I. Маслоўскi, А. Л. Петрашкевiч i iнш. (рэдкал.). «Памяць. Чэрыкаўскi раён». Гісторыка-дакументальная хроніка Чэрыкаўскага раёна. — Мн.: «Вышэйшая школа», 1994. — 660 с. — ISBN 985-06-0020-9. (белор.)
  •                      А. Литин, И. Шендерович. Чериков Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  •                      Г. П. Пашкоў, А. Ц. Глаз, Л. М. Драбовiч i iнш. (рэдкал.); У. А. Салановiч (уклад.). «Памяць. Бабруйскi раён». Гісторыка-дакументальная хроніка гарадоў і раѐнаў Беларусі.. — Мн.: «Беларуская энцыклапедыя», 1998. — 608 с. — ISBN 985-11-0129-X. (белор.)

Архивные источники

o                  фонд 8114, опись 1, дело 955, листы 9-10;

o                  фонд 7021, опись 88, дело 532, лист 17; 

Дополнительная литература

 

ajnj

 ajnj