Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи
Замещающая семья – это институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в государственной защите, социальной и психолого-педагогической поддержке. Она обеспечивает ребёнку качественный сдвиг в интеллектуальном и эмоциональном развитии, а также в его социальной адаптации. Задачами функционирования замещающей семьи являются:
- помочь ребенку успешно социализироваться;
- научить его выполнению положительных социальных ролей;
- дать модель для формирования положительной идентичности.
В Чериковском районе профессиональные замещающие семьи стали функционировать с 2001 года. Работу по сопровождению в Центре ведет Просенцова А.В. - педагог социальный, а также специалисты социально-психолого-педагогической службы учреждений образования района.
Работа по сопровождению профессиональных замещающих семей строится на основании:
Кодекса о браке и семье Республики Беларусь;
Положения о социально-педагогическом учреждении;
Положения о приемной семье;
Положения о детском доме семейного типа;
Приказа отдела по образованию, спорту и туризму Чериковского районного исполнительного комитета «О назначении ГУО «Социально-педагогический центр г.Черикова» уполномоченной организацией по работе с кандидатами в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), патронатные воспитатели, а также по контролю за условиями жизни детей во всех типах замещающих семей, кроме семей усыновителей, на территории Чериковского района».
Система работы Центра по сопровождению замещающих семей включает в себя:
- ведение банка данных приемных и опекунских семей, детского дома семейного типа;
- формирование личных дел несовершеннолетних, проживающих в замещающих семьях;
- методическое сопровождение замещающих семей и учреждений образования, где обучаются несовершеннолетние;
- оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи замещающим семьям;
- работа консультационного пункта;
- работа телефона доверия.
Главной задачей в работе специалиста с замещающей семьей является:
- налаживание детско-родительских отношений;
-личностных и межличностных отношений по восстановлению воспитательного потенциала семьи;
- коррекция взаимоотношений с членами приемной семьи.
В связи с этим специалисты отслеживают:
- условия содержания, воспитания и образования ребенка (удовлетворение потребностей ребенка);
- адаптацию ребенка и семьи друг к другу;
- адаптацию ребенка в детском коллективе в учреждении образования;
- внутрисемейные отношения;
- эмоциональное состояние детей (в том числе и родных);
- эмоциональное состояние родителей;
- взаимоотношения приемного ребенка с одноклассниками;
-морально-психологический климат в семье.
В ГУО «Социально-педагогический центр г.Черикова» на учебный год составляется план работы по сопровождению замещающих семей и их воспитанников, который включает в себя следующие разделы:
- организационную работу;
- методическую работу (со специалистами УО района и приемными родителями через методические объединения);
- работу с воспитанниками замещающих семей;
- работу с родителями (семьями) через инструктивно-методические совещания, заседания клуба приемных родителей «Семья».
Методическая работа Центра направлена на:
- повышение уровня психолого-педагогических и психологических знаний замещающих родителей;
- выявление и коррекцию недостатков в эмоциональной, познавательной и социальной сферах воспитанников;
- организацию взаимодействия замещающей семьи с биологическими родителями.
На базе Центра в сентябре 2005 года был создан клуб для приемных родителей «Семья». Заседания проходят в форме семейных встреч по обмену опытом, праздников, родительских конференций, педагогического консилиума, родительской гостиной и направлены на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в замещающих семьях для успешного воспитания и развития ребенка.
С сентября 2008 года работает методическое объединение для приёмных родителей, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, целью работы которого является овладение приемными родителями психолого-педагогическими знаниями, навыками эффективного взаимодействия с детьми, создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка, формированию у приемных родителей адекватной, динамичной и прогностической позиции. Методические объединения проводятся раз в квартал в форме семинара-практикума, круглого стола.
Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи, детского дома семейного типа специалистами осуществляется согласно планов развития приемной семьи, детского дома семейного типа.
Проводимая работа с данной категорией семей позволяет сделать вывод о наличии существенной разницы в понимании содержания социального и психолого-педагогического сопровождения между педагогами социальными, педагогами-психологами и замещающими родителями. Для специалистов - это прежде всего контроль, а замещающие родители и их воспитанники ждут поддержки и помощи.