РусскийБеларускiEnglish

 

Государственное учреждение образования
"Социально-педагогический центр г.Черикова"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | В помощь законным представителям | Сервисы | Фотогалерея | Дети. Каникулы. Безопасность. | Акции | Телефоны горячих линий | "МЧС Беларуси: помощь рядом" | Перечень социальных услуг, реализуемых организациями района | Провожу лето с пользой | Провожу лето с пользой, Анкеты | Вакансии | Инфо-акция " С заботой о детях" | Год качества | Для Вас педагоги, специалисты, родители | История, традиции, достижения учреждения образования | Комплексное профилактическое мероприятие "Вместе"

 

Меню раздела

 

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Основные формы семейного устройства детей-сирот и  детей,  оставшихся без попечения родителей

  На сегодняшний день в Беларуси активно развиваются разные формы семейного устройства, которые дают ребёнку больше шансов попасть в семью и получить бесценный семейный опыт.

     Их несколько:

  • Усыновление (удочерение);
  • Опека (попечительство);
  • Приемная семья;
  • Детские дома семейного типа (ДДСТ);
  • Патронатные семьи,  которые принимают детей в выходные дни и каникулярное время.

 

Усыновление.

Приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является национальное усыновление.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности усыновления подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности - в детские интернатные учреждения.

При усыновлении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устройстве их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа должны учитываться родственные связи, этническое происхождение детей, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а по делам о международном усыновлении - также с участием Национального центра усыновления.

Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. 

Порядок передачи детей на усыновление, а также порядок и сроки осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь определяются Правительством Республики Беларусь. 

Усыновление считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту вынесения решения, в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей и Национальный центр усыновления.

 Международное усыновление.

1.Международное усыновление, постоянно проживающими в Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства детей-граждан Республики Беларусь, а так же международное усыновление детей-иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

    В Республике Беларусь усыновителями могут быть лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от гражданства.

    В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О  правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в  Республике Беларусь» документом, подтверждающим постоянное проживание иностранца в Республике Беларусь, является вид на  жительство в Республике Беларусь.

   Международное усыновление на территории Республики Беларусь производится при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь.

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, не являющимся родственниками детей, по истечении одного года со дня постановки этих детей на централизованный учет в республиканском банке данных об усыновлении (за исключением усыновления супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь).

   При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином, проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получение письменного разрешения компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок.

2. Международное усыновление детей-граждан Республики Беларусь постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане, лица без гражданства и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, имеют возможность усыновить ребенка на территории Республики Беларусь, включенного в список детей, в отношении которых  возможно международное усыновление (далее - список), а  также  при  условии согласования процедуры международного усыновления между компетентными органами Республики Беларусь и  иностранным государством.    

 Необходимость согласования процедуры международного усыновления предусмотрена статьей 233 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (исключение составляют случаи международного усыновления отчимами/мачехами или родственниками ребенка, при документальном подтверждении родства).

Республики Беларусь согласовала процедуру международного усыновления только с Итальянской Республикой (Протокол о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Комиссией по международному усыновлению при Президиуме Совета Министров Итальянской Республики по вопросам усыновления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь гражданами Итальянской Республики). Граждане Италии не могут усыновить в Беларуси неопределённого ребенка. Граждане Итальянской Республики усыновляют в нашей стране тех детей, которых они неоднократно принимали в своей семье на оздоровительный отдых, а  так  же в случае установления между ребёнком и семьей полноценных детско-родительских отношений (средний возраст усыновленных в  Италию белорусских детей 14 лет), включенных в список. 

Опека и попечительство.

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

 Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

 Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин:

 - не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 г.        № 108);

- не лишавшийся судом родительских прав;

- не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 

- не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1.

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

-заявление;

-паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;

-автобиографию кандидата в опекуны;

-медицинские справки о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;

-одну фотографию размером 30 х 40 мм;

-свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами;

-документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства);

-письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) – в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие);

-письменное разрешение на установление опеки (попечительства) компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий (находящийся) на территории Республики Беларусь (в случае установления международной опеки в отношении ребенка иностранца).

Шаг 2.

В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3.

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4.

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5.

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

Детский дом семейного типа. 

Детский дом семейного типа (ДДСТ) – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В ДДСТ помещается от 5-ти до 10 детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в ДДСТ – это возможность:

  • реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
  • общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироваться в обществе;
  • быть усыновленными (при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

 Кто может стать родителем-воспитателем ДДСТ

Родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

 Как стать родителем – воспитателем ДДСТ

Если Вы хотите стать родителем-воспитателем ДДСТ:

 Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в родители-воспитатели ДДСТ;

-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

-сведения о доходе за предшествующий год..

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе местного социально-педагогического центра или другой уполномоченной организации. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в родители – воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам кандидатам в родители-воспитатели, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в детский дом семейного типа. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После вынесения местными исполнительными и распорядительными органами решений о создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники ДДСТ.

Приемная семья.

Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – управление (отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор – с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов.

Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи.

Управления (отделы) образования, учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее – приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.

Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования.

Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в полугодие.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

Патронатное воспитание.

28 июня 2012 года вступило в силу Положение о патронатном воспитании.

Хотя патронатное воспитание – новая форма участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помогать детям, оставшимся сиротами.

Возможно, Вы уже не раз задумывались, что социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей, и Вам бы возможно хотелось бы помочь одному из таких ребят, однако по каким-либо причинам Вы не можете принять его в свою семью на длительный срок. В этом случае патронатное воспитание – это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезными.

Ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя, получает возможность хотя бы пожить «в гостях», а не в казенном доме, что помогает ему пережить тяжелую психологическую травму. Дети получают шанс на приобретение позитивного опыта жизни в семье, поддержание и укрепление родственных связей, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.

Что же такое патронатное воспитание?

Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение).

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора  патронатного  воспитания,  заключаемого  руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Такое заключение выдает управление (отдел) образования по месту жительства кандидата в патронатные воспитатели.

Кто может стать патронатным воспитателем?

Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане:

обоего пола, за исключением:

лиц, лишенных родительских прав;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 851 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;

лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в предыдущих абзацах.

При отсутствии противопоказаний, куда следует обращаться?

Гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, с документом, удостоверяющим личность, необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту его жительства с заявлением о выдаче заключения управления (отдела) образования о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей.

Управление (отдел) образования в течение 5 календарных дней со дня подачи кандидатом в патронатные воспитатели заявления запрашивает из соответствующих органов и организаций необходимые сведения и (или) документы:

- об отсутствии судимости за умышленные преступления у кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан, а также о том, были ли осуждены кандидат в патронатные воспитатели и проживающие совместно с ним граждане за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

- о том, лишались ли родительских прав кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане, было ли ранее в отношении кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан отменено усыновление;

- о том, признавались ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане недееспособными или ограниченно дееспособными;

-о том, признавались ли дети кандидата в патронатные воспитатели и совместно   проживающих   с   ним   граждан   нуждающимися   в государственной защите, были ли отобраны без лишения родительских прав, отстранялись ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей.

Далее в течение 15 календарных дней со дня обращения кандидата в патронатные воспитатели организует или проводит обследование условий жизни кандидата в патронатные воспитатели, о чем составляется акт по форме, утвержденной Министерством образования, включающий:

оценку жилищно-бытовых условий кандидата в патронатные воспитатели и их безопасности для жизни и воспитания ребенка;

оценку готовности кандидата в патронатные воспитатели к участию в воспитании ребенка.

На основании всех полученных сведений и документов управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в семье кандидата в патронатные воспитатели условий, необходимых для воспитания ребенка. В него включаются рекомендации по возрасту, полу, состоянию здоровья и количеству детей, которые могут быть переданы на патронатное воспитание кандидату в патронатные воспитатели.

С гражданами, получившими в установленном порядке при рассмотрении их заявлений об усыновлении, установлении опеки, попечительства, о создании приемной семьи, детского дома семейного типа заключение о наличии в семье условий, необходимых для воспитания детей, договор патронатного воспитания может быть заключен без запроса сведений и (или) документов, указанных выше, и проведения обследования условий жизни.

Пользуются ли определенные граждане преимущественным правом принять на воспитание конкретного ребенка?

При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется его родственникам при условии обязательного соблюдения интересов ребенка.

При подборе кандидатов в патронатные воспитатели из лиц, не состоящих в родственных отношениях с ребенком, преимущество отдается лицам, проживающим в районе (городе), на территории которого находится учреждение, за исключением случаев, когда передача ребенка на патронатное воспитание за пределы района (города) отвечает интересам ребенка.

Сколько детей гражданин может принять на патронатное воспитание?

Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.

При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам.

На какое время дети передаются в семью патронатного воспитателя?

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.

Учитывается ли желание ребенка при передаче его на патронатное воспитание?

Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания, выраженного доступным для него способом. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

Каков порядок заключения договора патронатного воспитания?

Договор  патронатного  воспитания   заключается между руководителем учреждения и патронатным воспитателем. С формой договора патронатного воспитания Вы можете ознакомиться на нашем сайте в рубрике «Замещающая семья», разделе «Законодательство».

Для заключения договора патронатного воспитания необходимы:

- заявление кандидата в патронатные воспитатели о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание,

- сведения и документы, указанные выше,

-заключение управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя о наличии условий, необходимых для воспитания детей.

Руководитель учреждения определяет, соответствует ли интересам ребенка его передача на патронатное воспитание данному кандидату в патронатные воспитатели и может отказать кандидату в патронатные воспитатели в заключении договора патронатного воспитания, если это не соответствует интересам ребенка.

На какой срок заключается договор патронатного воспитания между руководителем учреждения и патронатным воспитателем?

Данный договор заключается на срок до 1 года.

Каков порядок передачи ребенка в семью на патронатное воспитание?

Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора  патронатного  воспитания.

При передаче ребенка патронатному воспитателю не позднее дня убытия ребенка издается приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание, в котором указывается:

- срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя;

-объем средств, передаваемых на питание ребенка в случаях,  предусмотренных законодательством Республики Беларусь,

- работники учреждения, на которых возлагается контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя, сроки представления ими отчета о результатах контроля руководителю учреждения.

Копия приказа передается патронатному воспитателю.

Осуществляется ли контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание?

Данный контроль осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание в следующих формах:

-телефонные звонки,

- беседы с педагогами и лечащими врачами ребенка (детей),

- беседы с ребенком (детьми), посещение семьи патронатного воспитателя на дому,

- наблюдение педагогом социальным и педагогом-психологом, анкетирование.

По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При необходимости орган опеки и попечительства или руководитель учреждения может не информировать патронатного воспитателя о дате и времени осуществления контроля.

Каковы случаи прекращения договора патронатного воспитания?

Договор патронатного воспитания прекращается:

- по истечении срока его действия,

- в случаях устройства ребенка на воспитание в семью,

- перевода (поступления) ребенка в другое учреждение,

- смерти ребенка либо патронатного воспитателя.

Может ли договор патронатного воспитания быть досрочно расторгнут?

Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно:

- по просьбе патронатного воспитателя,

- по инициативе руководителя учреждения или управления (отдела) образования, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей.

Каковы права и обязанности учреждений, передающих детей на патронатное воспитание?

Обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, передаваемых на патронатное воспитание, исполняет учреждение.

В целях передачи детей на патронатное воспитание учреждение:

  • участвует в поиске и подборе патронатных воспитателей, имеющих условия для воспитания и реализации прав ребенка, с учетом имеющихся у него потребностей;
  • предоставляет кандидатам в патронатные воспитатели сведения о воспитанниках, которые могут быть переданы на патронатное воспитание;
  • обеспечивает знакомство кандидата в патронатные воспитатели с ребенком, предложенным для патронатного воспитания;
  • предоставляет сведения о состоянии здоровья ребенка (детей) и рекомендациях врачей на период пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя, дает согласие на предоставление патронатному воспитателю информации, составляющей врачебную тайну в отношении передаваемого на патронатное воспитание ребенка (детей)ливает и согласовывает с кандидатом в патронатные воспитатели сроки и периодичность нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя;
  • осуществляет права и выполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей);
  •  в пределах своей компетенции оказывает ребенку и патронатному воспитателю услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
  •  в срок до 14 дней со дня подписания договора патронатного воспитания направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
  • в день издания приказа о передаче ребенка на патронатное воспитание направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
  • не позднее дня передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание передает денежные средства на питание ребенка (детей) в случаях и размере, установленных законодательством Республики Беларусь;
  • обеспечивает ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, сезонной одеждой, необходимой для удовлетворения
  • потребностей ребенка в течение срока его нахождения в семье
  • патронатного воспитателя.
  • осуществляет контроль за воспитанием ребенка (детей), удовлетворением его основных жизненных потребностей, выполнением настоящего договора.

Каковы права и обязанности патронатного воспитателя?

Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

-один экземпляр договора патронатного воспитания;

-копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

-сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель с согласия руководителя на безвозмездной основе:

-информирует руководителя о планируемых сроках пребывания ребенка в его семье не позднее чем за 7 дней, а в случае передачи ребенка на патронатное воспитание в течение летних каникул - до 1 мая;

-обеспечивает своевременное убытие ребенка в свою семью и возвращение в учреждение в срок, согласованный с руководителем;

-организует адаптацию ребенка (детей) в семье;

-организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;

-предоставляет ребенку (детям) соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, места для занятий и игр);

-обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми), безопасность ребенка (детей), удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей;

-организует досуг ребенка (детей);

-с согласия руководителя организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);

-обеспечивает сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;

-не препятствует общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание;

-формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, навыки общения в социуме, готовит ребенка (детей) к социализации в обществе, развивает самостоятельность;

-определяет способы воспитания ребенка (детей) с учетом рекомендаций специалистов учреждения;

-с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его (их) интересами с согласия руководителя организует оздоровление ребенка;

-немедленно информирует руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания и воспитания ребенка (детей), случаях заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком, совершении ребенком правонарушений или преступлений, нарушении прав и законных интересов ребенка, самовольном уходе ребенка из семьи патронатного воспитателя;

-контролирует сохранность имущества, переданного вместе с ребенком (детьми), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, передаваемыми на его (их) питание;

-в период пребывания в семье патронатного воспитателя оказывает ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при осуществлении им своих прав и обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц;

-обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей) и сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;

-не допускает вывоза ребенка за пределы Республики Беларусь без письменного согласия руководителя на выезд ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь и приказа управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок без сопровождения его законного представителя;

осуществляет иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь права и обязанности.